Конференция «ЦОД-2014»: эффективность бизнеса теснит PUE
10.09.2014
Российская отрасль дата-центров продолжает расти намного быстрее всего остального рынка ИКТ, в строй вводятся все более крупные дата-центры. 9-я ежегодная международная конференция ЦОД-2014, организованная ИКС-МЕДИА, показала, что несмотря на совершенствование технических решений на первый план выступает общая эффективность работы ЦОДа для бизнеса. Конференция прошла 4 и 5 сентября в московском центре Digital October при поддержке 45 компаний-партнеров и объединила свыше 700 профессиональных участников, представляющих различные отрасли российского бизнеса и государственных ведомств.
В способности российских компаний строить надежно работающие дата-центры уже никто не сомневается: есть 12 сертифицированных в Uptime Institute проектов и 3 сертифицированных готовых ЦОДа. Несмотря на то, что дефицита услуг дата-центров на рынке уже давно не наблюдается, коммерческие ЦОДы продолжают строиться и размеры их растут. Как отметила один из основателей компании
Аренда стоек как базовая услуга дата-центров приносит сейчас 50-60% доходов операторам коммерческих ЦОДов, объем этого рынка составляет сейчас 5,3 млрд руб. в год и растет со скоростью 25% в год. С почти такой же скоростью (23% в год) увеличивается объем рынка аренды серверов и хостинга, сейчас он составляет 2,4 млрд руб. в год. А самым быстро растущим сегментом являются предлагаемые операторами дата-центров облачные сервисы - со 100 млн руб. в
В принципе на российском рынке уже сложились три бизнес-модели дата-центров: традиционные инфраструктурные ЦОДы, где основными услугами являются colocation и аренда физической инфраструктуры; довольно редкие еще облачные ЦОДы, специализирующиеся на облачных сервисах; мультисервисные дата-центры, объединяющие функции традиционных и облачных ЦОДов, но пока получающие основной доход от colocation. В мире есть еще четвертая бизнес-модель - модель агрегаторов облачных сервисов, яркими представителями которых являются Amazon и Google, но она для российского рынка пока в перспективе. Каждая из вышеуказанных моделей имеет свою стоимость выхода на рынок (самая высокая она у colocation-ЦОДов - порядка 20 млн дол.) и маржинальность (самая высокая она у облачных ЦОДов), но в любом случае для достижения успеха инвестору и оператору дата-центра нужно правильно позиционировать свои услуги для целевой аудитории и строить модель продаж. Т. Толмачева сравнивает ситуацию на этом рынке с ранней эпохой развития в России мобильной связи и индустрии ШПД - первые этапы характеризовались высокой капиталоемкостью, высокими ценами на услуги, пробами и ошибками операторов в построении модели продаж, но со временем основные трудности были преодолены, рынок стал массовым, а предлагаемые услуги доступными. По такому же пути, скорее всего, пойдет и рынок услуг коммерческих дата-центров.
О важности экономической составляющей в построении работы дата-центров говорил и почетный исполнительный директор и старший сертификатор The Uptime Institute Питт Тернер. Он предупредил о порочности использования только одного параметра для определения эффективности работы ЦОДа - таким параметром в последние годы стал коэффициент энергоэффективности PUE. По данным опросов Uptime, средний заявляемый уровень PUE в дата-центрах разных стран мира с каждым годом уменьшается (в
Ну а на тех, кто уже исчерпал все ресурсы повышения производительности корпоративных ИТ-систем или решил предоставлять услуги коммерческого дата-центра, т.е. пришел к выводу о необходимости строительства собственного ЦОДа или уже построил таковой, нацелен новый проект ИКС-МЕДИА - ежегодная профессиональная премия Russian Data Center Awards 2015, учрежденная по инициативе профессионального сообщества. Основные цели этой премии - выявить лучшие проекты дата-центров, реализованные в России и странах СНГ, стимулировать разработчиков интересных инженерных решений, содействовать формированию стандартов качества дата-центров и повышению инвестиционной привлекательности российского рынка коммерческих ЦОДов, а также содействовать международному признанию профессионализма российских создателей дата-центров. К участию приглашаются не только владельцы дата-центров, но и компании, специализирующиеся на проектировании и строительстве ЦОДов. Заявки и описания проектов уже принимаются на специально созданном сайте www.dcawards.ru, крайний срок подачи заявок -
Первых лауреатов новой премии мы узнаем на следующей, юбилейной 10-й конференции "ЦОД-2015", которая пройдет в сентября 2015 года.
Подготовила Евгения Волынкина, обозреватель журнала "ИКС"